ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «Первой Образцовой типографии»

Калькулятор Нажми

Шаг 2

Переходите к содержанию


Совет 1. Как составить план сюжета

Определившись с сюжетом книги, необходимо составить план написания. В написании книги план, некий прообраз содержания, настолько же важен, насколько важна карта для путешественника. Чтобы дойти в назначенный пункт, не потеряв последние силы, и вообще прийти. Многие начинающие авторы, найдя тему книги, исследовав ее, найдя основу для сюжета, просто погибают под грузом неопределенности: «С чего начать? А если мне не хватит поворотов сюжета, чтобы было интересно? А если читатель не поверит? Что делать после этого события герою?» Опишите кратко, о чем книга. Основные тезисы. Выделите ключевые повороты сюжета и главные характеристики персонажей. Определитесь с канвой, хронологией событий, от чьего лица будет идти повествование, кто будет действующими лицами. Где и когда будут разворачиваться события.

План нужен вам также и для того, чтобы выделить сильные стороны сюжета, и строить интересный диалог с читателем. Когда у вас есть понимание зерна, до которого нужно добраться, вы сможете превзойти ожидания читателя. Заставите его думать и переживать, поддерживая интерес и динамичность повествования. Например, в романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстого финал превзошел все ожидания. Лишь в самом начале сцена погибшего под колесами крестьянина делает нам намек.

Эмиль Золя в романе «Доктор Паскаль» скрупулезно дает читателю информацию о целом клане героев книги, лишь затем, чтобы стало понятно, кем приходятся друг другу главные герои романа, что важно для понимания книги и задает нужный тон переживаниям. Невозможно представить, чтобы такое переплетение сюжета получилось в процессе импровизации. Это результат планирования повествования, попадание в заданные цели.

Попробуйте обозначить уже окончательные сюжетные решения в виде заключительных пунктов, и ведя от них линию в обратном направлении, вам удастся найти менее значимые, но необходимые предшествующие сюжетные повороты, соединить в определенной последовательности прообразы глав.

Для любителей цифровых средств подойдет составление Mind-карты (программа FreeMind, приложение Mindly и их аналоги)

Совет 2. Начните писать

Многие из нас уверены, что надо быть гением или по-настоящему талантливым, чтобы чего-то добиться. Но это не так. Талант и творческое начало есть у каждого из нас. Требуется время и усилия, чтобы развить свои способности, реализовать свой потенциал.

Находясь в любом месте, в любое время старайтесь записывать свои мысли, идеи и вопросы, вдруг приходящие вам в голову. Помещайте на бумагу от руки или в электронную заметку диалоги, которые вы ведете внутри себя. Делайте зарисовки, схемы, записывайте слова и обрывки фраз, словом все, что занимает ваше сознание. Тем более если вы не можете сосредоточиться, отключиться от этих мыслей или уснуть.

Иногда вам будет казаться, что это бессвязная сумятица. Или у вас бред… Скорее всего, большую часть записанного даже нельзя отнести к теме вашей книги, если вы уже с ней определились. Или вообще к реальности. Но вам не нужно анализировать, улучшать или оценивать, даже читать необязательно. Вам нужно дать вашему творчеству выход. Освободить сознание, упорядочить мысли. Плюс ко всему, постоянно занимаясь написанием, вы как раз и тренируете свой слог и стиль выражения. Пока вы не ставите перед собой осознанной цели, а просто начинаете писать изо дня в день.

Идеи, небольшие отрывки и нюансы к вам могут приходить в хаотичном порядке. Владимир Набоков писал отрывки текста на небольших карточках, потом складывал из этих фрагментов главы.

Носите такие карточки всегда с собой, и в любой позволяющей ситуации тасуйте их, складывайте в полные картины, определяйте пробелы и усиливайте важные по смыслу места.

Это похоже на тренировку движений танца, главное в этом процессе овладеть своим телом, научиться двигаться плавно, чувствовать ритм. Никто не ждет от начинающего танцора, что он, запомнив порядок движений, сможет танцевать на уровне профи. Задача новичка – получить опыт, развить свой потенциал, набить руку. Для этого необходимо регулярно заниматься без результата, ради самого процесса. Тем более, что в этом вы найдете удовольствие и вдохновение, чтобы совершенствоваться дальше!

Совет 3. Совершенствуйте мастерство короткого рассказа

В какой-то момент вы можете оказаться в ситуации, когда уже не знаете, о чем сейчас написать, тогда переходите на следующий уровень: тренируйтесь в жанре короткого рассказа, описывая что-то из реальности или, наоборот, вашей фантазии. Находясь в любом месте, лишь обладая временем и возможностью записать, найдите для себя некий объект, человека, здание, группу людей или что угодно, и опишите то, что вы видите или слышите на самом деле, или только в своей фантазии, решать вам.

Например:

Вы сидите на автобусной остановке. К вам присоединился очень богато одетый молодой человек. Он повернул голову к вам и спросил… (продолжите)

Огромный город вдруг остался без источников питания. Фонари на улицах и лампочки в домах погасли. На какое-то мгновение все звуки стихли, как если бы… (продолжите)

Вы проснулись, открыли глаза, опишите то, что видите.

Вы держите в руках новый блокнот, опишите, как он выглядит, какие чувства вызывает?

Только представьте, что вы каждый день, потратив всего 15 минут на фрирайтинг, за месяц наделите себя способностью кратко, ярко и емко описывать свои мысли!

Н.В. Гоголь советовал: «А вы всё-таки пишите... возьмите хорошенькое пёрышко, хорошенько его очините, положите перед собой лист бумаги и начните таким образом: «Мне сегодня что-то не пишется». Напишите это много раз кряду, и вдруг вам придет хорошая мысль в голову! За ней другая, третья, ведь иначе никто не пишет, и люди, обуреваемые постоянным вдохновением, редки...»

Совет 4. Писать – это переписывать

Никакая рукопись не является готовой, если после написания автор не прочел ее вслух и не переписал больше 70% своего первоначального текста. Писательское мастерство требует многочисленных переписываний и упорядочивания, чтобы увязать с основной канвой, отшлифовать и довести до вашего личного уровня совершенства. Может быть поэтому Л.Н. Толстой написал роман «Война и мир» в четырех томах, а не в двух, например. Писатель не пишет, а переписывает написанное. С той долей фанатизма, которую может себе позволить!

Здесь вам поможет привычка писать отрывками, потому что переписать небольшой отрывок легче, нежели переписывать всю главу в связи с изменением предыдущей.

Главное на этом этапе – побороть страх испортить написанное. Вы проработали материал книги, нашли время и силы написать, а теперь от вас нужно сделать, кажется больше, чем вы можете. Наиболее любимые вами отрывки и выражения, безусловно, без необходимости переписывать не нужно. Нужно, чтобы написанное отвечало составленному вами плану. Было понятно и приятно читать. Чтобы были выдержаны логические связи, и текст воспринимался читателем легко и интересно. Свежий взгляд и мнение со стороны могут вам помочь определиться со спорными моментами.

Совет 5. Как лучше выражать свои мысли

Наш мозг лучше воспринимает информацию в виде образов. Поэтому, все, что можно облечь не в слова, а в формулы, фото и иллюстрацию, лучше так и подать.

Одновременно в памяти наш мозг может удержать не больше 7 (плюс-минус 2) единиц информации. Не перегружайте читателя. Везде, где можно выражаться кратко и по делу, лучше так и сделать. Сноски, цитирование и разбивание на абзацы помогут легче воспринимать разную по смыслу информацию.

Используйте иногда метафоры, гиперболы, оксюмороны, метонимии, сравнения и другие средства нашего родного, по-настоящему богатого русского языка. Пишите, как говорите, а потом правьте по правилам грамматики, так вы не лишите текст своего уникального стиля.

Начинающие авторы злоупотребляют прилагательными и лишними связками. Также избегайте канцелярита. Нора Галь писала: «…Канцелярит – мертвечина. Он проникает и в художественную литературу, и в быт, в устную речь. Даже в детскую. Из официальных материалов, из газет, от радио и телевидения канцелярский язык переходит в повседневную практику. Много лет так читали лекции, писали учебники, даже буквари». Например, «он находился в состоянии возмущения» вместо «он возмущен», «было принято решение» вместо «решили». Избегайте заменять глаголы деепричастиями и существительными. Уменьшайте цепочки существительных. Избегайте длинных предложений и запутанных фраз. Лучше поставить точку там, где ставите двоеточие «:» или точку с запятой «;»

Чтобы достучаться до читателя, используйте редкие слова и выражения. Откажитесь от американизмов, постарайтесь найти русскоязычные синонимы.

Вспомним пирамиду Минто: главная мысль – это обобщение идей и аргументов, сгруппированных логически по принципу дедукции и индукции (по времени, структуре и признаку).

И главное правило: соблюдайте правила русского языка и выбирайте стилистику, облегчающую понимание и восприятие текста. Здесь пригодится помощь профессионального редактора, ведь через многократное число прочтений и переписываний глаз замыливается, свои ошибки трудно разглядеть.

Ниже приведены практичные советы по стилистике от Ольги Соломатиной, профессионального журналиста и медиатренера:

  1. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
  2. Страдательный залог должен быть избегаем.
  3. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
  4. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
  5. Что касается незаконченных предложений…
  6. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
  7. Предложение из одного слова? Плохо.
  8. И не начинайте предложение с союза.
  9. НИКОГДА не выделяйте слова прописными буквами.
  10. Провиряй по словарю напесание слов.
  11. Метафора — это гвоздь в ботинке, и лучше ее выполоть.
  12. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
  13. Ненужная аналогия в тексте — как шуба, заправленная в трусы.
  14. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
  15. Кому нужны риторические вопросы?
  16. Маленькое замечание о повторах, которые иногда встречаются в статьях, которые появляются в изданиях, которые и так переполнены цитатами, которые иногда затуманивают мысль, которую хотел высказать автор, о которой мы и хотели сделать это замечание.
  17. Сюсюканье — фу. Оставь его лялечкам.
  18. Позаботься о благозвучии фразы, у тебя ж опыта больше.
  19. Небезинтересно было бы взымать штраф с безалаберных за неверное написание гласных после приставок.
  20. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
  21. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
  22. У слова «нет» нету форм словоизменения.
  23. Коллеги обращения надо как-то выделять.
  24. Которые являются придаточными предложениями, составлять надо правильно.
  25. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведется изложение, автор этих строк не рекомендует.
  26. Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.
  27. Если неполные конструкции — плохо.
  28. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берется».
  29. Числительные до 10 включительно лучше писать прописью.
  30. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
  31. Сдержанность изложения — всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
  32. Будьте более или менее конкретны.
  33. Слов порядок речи стиля не меняет?