Сервис печатного и электронного самиздата «Первой Образцовой типографии»

Калькулятор Нажми

Отрывок из книги "Право верить в современной России"
Константин Михайлович Андреев

Рецензенты:

Понкин Игорь Владиславович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), председатель Правления Института государственно-конфессиональных отношений и права, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член Экспертного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве.

Константин Елизарович Сигалов — доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры истории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов.

Дмитрий Владимирович Иванов — кандидат юридических наук, адвокат.


Монография посвящена исследованию вопросов реализации религиозными объединениями и гражданами конституционной свободы вероисповедания в Российской Федерации, нарушениям действующего законодательства, которые могут возникать при указанной реализации, правоприменительной практики правоохранительных, судебных, контролирующих и надзорных органов, сопровождающих данный процесс.

The monograph is devoted to the study of the implementation by religious associations and citizens of constitutional freedom of religion in the Russian Federation, violations of the current legislation that may arise during this implementation, law enforcement practices of law enforcement, judicial, supervisory and supervisory bodies accompanying the process of this implementation.


Предисловия

Ситуация с последствиями пандемии, вызванной коронавирусом COVID-19 в виде массового закрытия и даже блокирования храмов, массового штрафования и иного третирования священнослужителей Русской Православной Церкви мелкими чиновниками Роспотребназора как «лакмусовая бумажка» высветила дефектность российского законодательства в сфере свободы вероисповедания (которое обычно идеологически-мотивированно принято хвалить).

Сложилась весьма противоречивая и конфликтогенная ситуация в регулировании функционирования зданий религиозного назначения (храмов) в условиях «режима повышенной готовности», которая требует законодательного разрешения. Для решения этой проблемы органы государственной власти должны урегулировать эти вопросы посредством принятия нормативного правового акта на основе согласования позиций с централизованными религиозными организациями, воздерживаясь от произвольного административного закрытия зданий религиозного назначения и от применения насильственного выдворения верующих из храмов, от привлечения их к ответственности за посещение храма, ограничившись требованиями строгого соблюдения санитарных норм в зданиях религиозного назначения, в том числе посещающими их гражданами. Массовый недопуск в больницы религиозных служителей религиозных организаций исторически представленных в России религий, ранее исполнявших обязанности больничных (госпитальных) капелланов, добавило еще проблем.

Столь же нерешенными являются многие другие аспекты отношений между государством и религиозными объединениями — вопросы военных и правоохранительных капелланств, вопросы возвращения государством имущества религиозного назначения (в этой сфере слишком много проблем), вопросы пределов вмешательства государства в отношения, связанные с тем или иным видом религиозной тайны, и в целом в сфере религии, и мн. др.

Очередная научная монография известного специалиста по рассматриваемому тематическому горизонту (правового признания, гарантирования, обеспечения, охраны и защиты свободы вероисповедания, комплекса религиозных прав и регулирования соответствующих общественны отношений) к.ю.н. Константина Михайловича Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания) вносит достойный и существенный вклад в приращение и систематизацию научного знания по указанному тематическому горизонту.

В своих более ранних работах К.М. Андреев внес бесспорно ценный и уникальный научный вклад в науку конституционного права в части понимания и толкования свободы вероисповедания, и в представляемой новой монографии (понятно, имеющей преемственность от более ранних) сделан очень существенный научный шаг вперед.

Представляемая монография имеет прикладную направленность и насыщенность эмпирикой в виде массы референтных судебных решений, позволяя читателю приобщиться к исследуемой теме на самом серьезном уровне профессионального понимания и детализации. Стиль изложения научного и эмпирического материала — живой, увлекающеполемичный, максимально идеологически-нейтральный.

Немало позиций, выраженных в книге в К.М. Андреева, может вызвать несогласия, возражения, некоторые из читателей посчитают аргументы автора спорными, а местами у неискушенного именно в этом тематическом горизонте читателя возникнет даже и непонимание, зачем все это надо исследовать и обсуждать, когда, казалось бы, все и так понятно. Но индуцирование таких рефлексий научным трудом нам представляется совершенно нормальным для серьезного научного труда.

Что касается исследования огромного множества партикулярных (частных для столь глобальной темы) вопросов, то именно через это и достигаются исследовательские глубина, целостность и широта охвата в исследовании, что как раз ожидаемо и востребовано специалистами. Именно такого рода издания, (в меру) перенасыщенные судебной практикой и извлечениями из зарубежных актов (при достаточной репрезентативности и референтности выборок), описаниями примечательных казусов, конфликтов и правовых коллизий, объяснениями дефектов и дисбалансов законодательства востребованы сегодня профессионалами.

Время «переливания банальностей из пустого в порожнее» прошло, да это и не формат для К.М. Андреева, как раз известного своими скрупулезностью, педантичностью в отработке источниковой базы и излагаемых цепочек аргументаций, фундаментальностью научных подходов.

Что же касается дискуссионности, то да, и мы не во всем согласны с автором. Но, как писал известный русский врач И.И. Мечников, «если мне и не удастся убедить своих противников в правоте защищаемых мною положений, то я по крайней мере дам им необходимые сведения для того, чтобы возражать мне. Одного этого результата достаточно для оправдания предпринятой мною работы»2. И в этом смысле К.М. Андреева следует поблагодарить за яркое и полезное чтиво высокого интеллектуального уровня, за предоставление множеств поводов задуматься, даже поспорить с автором. Все и не обязаны мыслить как К.М. Андреев и иметь те же позиции, это ожидаемо.

В сухом остатке, перед нами исключительно полезная книга — для тех, кто профессионально занимается данной тематикой.


Понкин Игорь Владиславович — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры государственного и муниципального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, профессор Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), председатель Правления Института государственно-конфессиональных отношений и права, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, член Экспертного совета при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по городу Москве.



Монография известного отечественного ученого и практикующего адвоката К.М. Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания) посвящена классической проблеме взаимоотношений светской и духовной власти в России. Эта проблема сколь стара, столь и актуальна. Причем для каждого поколения россиян эта актуальность приобретает совершенно новые смыслы и новые тренды существования. Каждое новое поколение решает эту проблему по-своему. Это и проходит «красной нитью» через все содержание этой интересной книги, органично сочетающей в себе высокую научность и несомненную практическую основу.

Принцип разделения светской и духовной власти является основополагающим для современного российского государства. Духовная власть не наделена значительными властно-распорядительными полномочиями, однако ее влияние на настроения в обществе достаточно велико, и она может оказывать определенное ментальное воздействие и моральное влияние на светскую власть.

Российское законодательство при этом регулирует деятельность не конфессий, а религиозных организаций (объединений). Термин «религиозная конфессия» попросту в законе отсутствует.

Порядок образования религиозных объединения, компетенция органов их управления, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, третьими лицами, определяются в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях, Уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Все это образует комплекс автономии религиозных организаций как институтов гражданского общества.

Вышеуказанная автономия и ее актуализация в процессе реализации религиозными объединениями конституционной свободы вероисповедания достаточно полно рассматривается автором настоящего издания при анализе правоприменительной практики национального законодательства, регулирующего вопросы религии.

Исследование интересно не только с позиции осмысления теории государственно-конфессиональных отношений, феномена религиозных объединений как институтов гражданского общества, но и с практической точки зрения, как пособие для правоохранительных, контролирующих и надзорных органов, включенных в процесс непосредственного функционирования религиозных объединений. Для самих религиозных объединений и верующих граждан монография К.М. Андреева открывает всевозможные «подводные камни» законодательства, понимание которых необходимо для следования требованиям закона, что является важным фактором в процессе построения в России правового государства.


Константин Елизарович Сигалов, доктор юридических наук, кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры теории государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, профессор кафедры истории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов.



Новую книгу Константина Михайловича Андреева хочется читать, снова читать и, конечно, полемизировать с автором по некоторым вопросам. Само по себе это желание указывает на высокий уровень данного исследования, потому что только серьезные монографии вызывают желание спорить.

Монография Константина Михайловича Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания) достаточно полно рассматривает актуальную проблематику современного законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений. В монографии обобщен и проанализирован опыт правоприменения действующих норм, особенно поправок, именуемых «законом Яровой». Автор указывает на дефекты законодательства и его искажения в правоприменительной практике. Следующим этапом должно стать выявление причин такого состояния дел. И здесь недостаточно ограничиться указанием на нарушение принципов светскости и равенства, необходимо заглянуть значительно дальше и глубже, спросить, что понимает Конституция под религией, светскостью и равенством, когда провозглашает свободу совести и вероисповедания. В самой Конституции этих дефиниций не содержится, и здесь мы сталкиваемся с понятием правопонимания, о котором пишет автор. Возможно, что правопонимание многих вкладывает в эти базовые понятия смыслы, унаследованные от антирелигиозного прошлого. Правовое понятие религии характеризуется юридической неопределенностью, понятие светскости зачастую воспринимается как свидетельство базовой нерелигиозности государства, атеистическое мировоззрение рассматривается как базовая характеристика личности, а религия лишь как одна из возможных его модификаций. Слишком долго наше общество являлось объектом антирелигиозной пропаганды, поэтому до сих пор многие наши сограждане воспринимают религию как сферу недолжного, как внешнюю по отношению к праву область деятельности.

Отдельного рассмотрения заслуживает принцип равенства. Не вызывает сомнения, что религиозные объединения должны быть равны перед законом, а граждане не должны быть ущемляемы в правах на основании их религиозной принадлежности. Однако многие понимают юридическое равенство как необходимость установить фактическое равенство религиозных объединений, но в силу своих различий религии не равны перед историей и культурой нашего общества, тем более дефективны попытки применять законодательство в едином формате по отношению к разным религиозным традициям. В этом случае парадоксальным образом осуществление принципа равенства может ставить разные религии в неравное положение в силу их глубокого различия. Одни и те же нормы могут накладывать на разные религиозные объединения различный объем обязанностей и ограничений. Это стало очевидным в ситуации принятия ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19. При различии религиозных практик некоторые религиозные объединения столкнулись с большими трудностями, чем другие, поэтому проблемы действующего законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений не сводятся к несовершенству отдельных норм и практик правоприменения. Необходимо осмысление этих проблем на более высоком теоретическом уровне, включая области философии и теологии права.

Не надо бояться говорить о несовершенстве законодательства, поскольку оно является необходимым условием его совершенствования, к чему законодатели и призваны. А книгу Константина Михайловича Андреева хочется читать снова.


Игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП, Заместитель председателя Экспертного совета Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений ГД ФС РФ, доктор теологии, кандидат философских наук.



Монография К.М. Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания) актуальна для современного общества. Она содержит глубокое исследование вопросов конституционной свободы вероисповедания и анализ правоприменительной практики в области регулирования прав и свобод верующих граждан. Книга содержит аргументированные рекомендации, как поступать в различных ситуациях в соответствии с законодательством, и в то же время не нарушая религиозные предписания. Кроме того, автор дает разъяснения, как применяются законы, приводит ряд ссылок на действующие законодательные акты и статьи.

Труд К.М. Андреева можно считать одним из наиболее полных исследований в этой области за последние несколько лет. Рекомендую монографию к прочтению широкому кругу читателей мусульманского сообщества, и в первую очередь — председателям общин. Уверен, изучение руководителями религиозных организаций мусульман представленных здесь фактов и практических советов благоприятно отразится на осуществлении возложенных на них функций.


Муфтий Москвы, Заместитель Председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации, Председатель Духовного управления мусульман Москвы Ильдар-хазрат Аляутдинов.



Фундаментальный труд К.М. Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания) является весьма актуальным исследованием в области регулирования государством реализации конституционных прав и свобод наших сограждан, а также иностранных граждан.

В книге предоставлена научная аналитика действующего законодательства и правоприменительной практики, а также даются весьма ценные советы во избежание возможных негативных последствий при нарушении действующего законодательства в процессе реализации прав и свобод верующими людьми.

Богатый опыт юриста-практика делает книгу живым и эффективным пособием для религиозных организаций.

Монография рекомендуется всем иудейским общинам и в первую очередь раввинам, габбаям, юристам и бухгалтерам.


Адольф Соломонович Шаевич, главный раввин России (Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в России). Соломон Моисеевич Злотский, раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России.



После ознакомления с книгой К.М. Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания) понял, что это ответ на многочисленные молитвы верующих о практической помощи в условиях стремительно меняющегося законодательства и правоприменительной практики, которая далеко не комплементарна по отношению к ним в последнее время. В книге приводятся практические рекомендации по ряду ключевых сторон деятельности религиозных организаций, которые автор приводит благодаря анализу действующего законодательства и практики. Таким образом, практическая ценность издания несомненна.

Рекомендую книгу К.М. Андреева всем протестантам России.


Александр Трофимович Семченко, Епископ Всероссийского Содружества Евангельских Христиан (России).



Не скрою, что я с нетерпением ожидал появления в свет книги К.М. Андреева «Право верить в современной России» (вопросы реализации конституционной свободы вероисповедания). Необходимость в подобной книге лично мною ощущалась уже давно.

Нередко руководителю религиозной организации жизненно необходимо разбираться в вопросах права, при этом не имея специального юридического образования. В таких условиях всегда необходимо иметь под рукой книгу, написанную простым языком, содержащую только «самое главное», без «воды» и «растекания мыслью по древу». Именно такова эта книга.

Глубокое, всестороннее исследование содержит анализ практически всех сторон деятельности религиозных организаций и групп, а также граждан, реализующих индивидуально свою конституционную свободу вероисповедания.

Книга органично сочетает академичность повествования с доступностью изложения. Написана с позиции практикующего адвоката, который знает и понимает, о чем пишет.

Поражает объем правоприменительной, включая судебную, практики. Практические советы отвечают на актуальные вопросы, стоящие перед руководителями религиозных объединений в повседневной деятельности в условиях требования «закона Яровой», который поставил перед верующими новые требования и вызовы.

Я привык доверять советам К.М. Андреева, благодаря которым в своей деятельности мне неоднократно удавалось избежать острых и конфликтных ситуаций, связанных с некомпетентностью в юридических вопросах.

Горячо рекомендую эту книгу не только руководителям религиозных организаций, но и широкому кругу читателей, интересующихся вопросами осуществления религиозной и миссионерской деятельности в современной России.


Митрополит Павел Бегичев, член Патриаршего Совета Всемирного Совета Национальных Католических Церквей, глава старокатолической Церковной Провинции Святого Михаила Архангела.