«Писатель, который ждет идеального стечения обстоятельств, умрет, не написав ни строчки»
Элвин Брукс Уайт (1899–1985)
Любой автор начинает с того, что определяется с темой своей будущей книги. И главное условие выбора темы написания – это искренний интерес автора к ней. Потому что, если автору будет не интересно писать на выбранную тему, то читателю будет не интересно читать книгу. И наоборот, искренний интерес автора к теме вызовет интерес у читателя.
Спросите себя: «Каким важным мнением я хочу поделиться с другими? Какой опыт для меня самого был важен? Какое событие по-настоящему изменило мою жизнь? Что сейчас или в прошлом сильно взволновало меня? На какие вопросы я сам ищу ответы?»
А также подумайте о том, что нравится вам самому в книгах, сюжетах? Какие моменты и описания вас впечатляют? Если вы поймете свои предпочтения как читателя, то сможете преуспеть в тех же аспектах и как писатель.
Например, такой список:
✔ инверсия (изменение хронологии событий, у героя всплывают в памяти сцены прошлого, когда что-то из настоящего напомнило ему о прошлом, или является следствием решений, принятых в прошлом, например, роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» начинается с финала);
✔ описания природы (иногда словами передается окружающая природа настолько явно, что начинаешь чувствовать запахи и звуки, описываемые автором, например, у М.А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» есть сцена описания последнего дня Воланда в Москве, когда начинается ливень);
✔ артефакты (в сюжетной линии имеются предметы, несущие большой тайный смысл, который необходимо разгадать героям, например, в бестселлерах Дж. Роулинг о Гарри Поттере такие предметы имеются у героев в обязательном порядке);
✔ сцены военных баталий (ярче примера, чем творчество Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» трудно найти);
✔ яркие биографии (например, роман С. Моэма «Луна и грош» очень похожий на жизнь Поля Гогена);
✔ исторические события, цитаты и переписка людей, сыгравших роль в истории (авторское описание Э. Радзинским русской монархии);
✔ фантастические события (этого никто не мог придумать, но автору удалось создать свой нереальный мир, полностью захватывающий читателя, например, творчество братьев Стругацких);
✔ жизнеописания самых обычных людей (многим интересно читать, как жили люди столетия или десятилетия назад, или автобиографии, потому что жизнь сама по себе уже неповторимый сюжет книги, Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе в 2015 г., работая в жанре романа голосов);
✔ секреты и способы как улучшить жизнь или профессиональный уровень (как привести дела в порядок, как добиться успеха в той или иной сфере, если вы профессионал в чем-то, то другим будет интересно у вас поучиться, например, О. Соломатина в книге «Писать легко» вдохновляет начинающих журналистов, являясь профессионалом);
✔ темы отношений (любовь, ненависть, отношения, это поле для фантазий и откровенного диалога с читателем, редко какая жизнь обходится без любви);
✔ проработка графического материала (описания картин, архитектуры, фотографий природы и животных, и другие сочетания текста и графики, например, И. Шпиленок не только фотографировал медведей, но и талантливо описывал места и героев фотографии).
Затем добавьте к каждому пункту из вашего любимого списка несколько подпунктов, с большей конкретикой. Например, не просто описания природы, а описание моря или городских пейзажей осенью. Если тема про отношения, то про любовь, а именно любовь без хэппи-энда, или наоборот, о первой любви, которую удалось пронести через всю жизнь.
Поиск темы не должен длиться чрезмерно долго, иначе это уже не работа над книгой, а работа против книги. Договоритесь с собой, что подберете несколько конкретных тем на выбор за месяц. Ставьте таймер, например, на полчаса, и отбросив все другие задачи, занимайтесь продумыванием темы.
Выбрав тему, исследуйте ее со всех сторон, учтите ваши личные предпочтения читателя, и определяйтесь с сюжетом, который ложится в основу книги.
Если тема книги – это предмет повествования, то сюжет книги – это ракурс, с которого вы преподнесете предмет читателю. Определитесь с жанром, к которому можно отнести вашу будущую книгу. Зная традиционные каноны жанра, можно определиться с ключевой линией сюжета. Например, жанр – по форме рассказ, по содержанию трагедия, по роду лирика.
Вы видели когда-нибудь, как художник рисует портрет? Он начинает с общего контура, делает общие крупные штрихи, определяется с общей композицией, подбирает цвета, угол освещения. Портрет не начинается с деталей, глаза или уха, например. У текста книги должна быть структура. Введение, основная часть и заключение.
Харуки Мураками – известный писатель и марафонец – сравнивает свой труд с бегом на длинную дистанцию. По его словам, финишная черта важнее стартовой.
На этом этапе главным является ваше понимание того, каким будет финал книги. Финал – это вывод, главная мысль, которую вынесет читатель. Финал может несколько поменяться в процессе написания, но основа книги, как скелет у человека, неизменна и слитна от начала до конца. Ваша основная мысль завершена? Насколько будет понятно читателю, что вы хотели сказать?
Наш мозг устроен так, что читаемый текст хорошо воспринимается нами только в том случае, если его идеи логически взаимосвязаны и выстроены по принципу пирамиды. Эту пирамиду объяснила и с успехом применяла в своей работе Б. Минто: «Письменное изложение как способ организовать процесс обдумывания – вполне под¬ходящий инструмент. Но в результате вы перекладываете часть груза на плечи читателя, заставляете его пробираться сквозь несколько незначащих вы¬сказываний, прежде чем он придет вместе с вами к итоговому заключению».
Определившись с тем, что должен для себя понять ваш читатель после прочтения книги, вы сможете, отталкиваясь от этого, выстроить логические связи и успешно продумать сюжет или линию повествования. Но не пропустите следующий важный шаг.